Улучшение Жилищных Условий В Беларуси 2020
Жилищный кодекс отредактировали – на что обратить внимание
В Беларуси с 1 января 2020 года действует обновленный Жилищный кодекс: комплексный документ продолжает регулировать неоднозначные вопросы в жилищных отношениях, упрощая организацию управления и использования совместного имущества собственников. Кроме того, он закрепил наработанную практику применения законодательства в жилищной сфере и систематизировал нормативные правовые акты, принятые за последние годы.
Изменения в структуре государственного жилищного фонда
Сейчас в него входят арендное жилье, жилые помещения социального пользования, общежития, специальный жилищный фонд, к которому относятся дома-интернаты для ветеранов, престарелых и инвалидов, детские интернатные учреждения, а также маневренный фонд.
По информации начальника отдела по работе с обращениями граждан и СМИ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Геннадия Акстиловича, сегодня можно констатировать положительный эффект от создания государственного арендного фонда (на арендное жилье приходится порядка 8019,8 тысячи кв.
м), который не только позволил создать альтернативу частному фонду, сдаваемому внаем, но и стал дополнительным источником, за счет которого продолжается строительство нового и ремонт существующего жилья. Кодексом определяется механизм начисления платы за пользование арендным жильем.
Она рассчитывается путем умножения базовой ставки такой платы и коэффициентов в зависимости от степени благоустройства и местонахождения жилья, устанавливаемых облисполкомами и Минским горисполкомом. В ряде случаев к этой плате применяются понижающие коэффициенты, которые также определены решениями местных органов власти.
Социальные гарантии
Новой редакцией кодекса предусматривается сохранение социально-правовых гарантий незащищенных групп населения (всего насчитывается 17 категорий), имеющих право на получение социального жилья.
Например, данное право сохранено за многодетными семьями, гражданами, взявшими на воспитание троих и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также за ветеранами боевых действий на территории других государств, инвалидами 1-й и 2-й групп, гражданами, имеющими заболевания, при наличии которых признается невозможным их совместное проживание с другими лицами в одной комнате или однокомнатной квартире.
Изменение статуса жилья
Предоставлена возможность перевода занимаемого арендного жилья государственного жилищного фонда в социальное.
Данная процедура является административной и осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по заявлению граждан, имеющих право на получение в соответствии с законодательством жилых помещений социального пользования.
В ряде случаев учитывается и доход граждан. После перевода арендного жилья в социальное будет начисляться только плата за жилищно-коммунальные услуги.
Исключение будут составлять дома-новостройки: в данном случае перевод жилья в социальное будет возможен по заявлению граждан по истечении 3 лет с момента ввода дома в эксплуатацию.Социальное жилье будет предоставляться исключительно в виде отдельной квартиры.
Отдельные жилые комнаты в квартирах «на общей кухне» с указанным статусом, согласно новой редакции кодекса, предоставляться не будут.
Формирование накоплений на капремонт
Аккумулирование средств, вносимых плательщиками жилищно-коммунальных услуг в качестве будущей платы за капитальный ремонт, осуществлялось и до нового Жилищного кодекса на специальных счетах, в соответствии с постановлением Совета Министров Беларуси № 571 от 12.06.2014 года.
Сейчас эти средства, а также начисленные проценты за пользование ими стали более защищенными от взыскания по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания денежных средств со счетов в бесспорном порядке.
Теперь они будут использоваться только для возмещения затрат на капитальный ремонт жилых домов в установленном законодательством порядке.
Деятельность товариществ собственников
Упрощен механизм принятия решений: снижена доля , необходимая для принятия решений по всем вопросам, входящим в компетенцию общего собрания товарищества собственников и организации застройщиков.
Кроме того, по вопросам о реорганизации, ликвидации и отчуждении общего имущества уменьшен порог принятия решений со 100% до 2/3: появилась возможность принимать соответствующие решения без необходимости сбора 100% , что прежде делало подобные вопросы фактически нерешаемыми. Также упрощен механизм проведения заочного ания.
Членам товарищества собственников и организации застройщиков предоставляется право на выбор способа направления бюллетеня для ания. Например, его можно направить заказным письмом с уведомлением о получении или иным способом, предусмотренным решением общего собрания (собрания уполномоченных) членов товарищества собственников, организации застройщиков.
Законодательством не установлен исчерпывающий перечень таких способов. Но сегодня широко распространяются новые программные продукты, дающие возможность провести электронное ание в организациях собственников, что позволяет минимизировать затраты на проведение общих собраний и привлекает больший круг участников.
Порядок учета нуждающихся в жилье
При постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Минском районе специалистами исполкомов и организаций, осуществляющих учет, будет рассматриваться факт наличия в собственности другого жилья, расположенного не только по месту принятия на учет, но и в Минске. Изменения обусловлены необходимостью установления единых подходов в сфере учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как для граждан из числа жителей Минска, так и ближайшего региона.
В ногу со временем
Новая редакция Жилищного кодекса – значительный шаг вперед на пути профессионализации управления жильем, считает исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий Каленов.
Почему многим специалистам в этой области не нравится, например, российский опыт управления жильем? Дело в том, что так называемые управляющие компании, по сути, у наших соседей таковыми не являются. Можно сказать, что это приватизированные советские ЖЭКи, которые, как и во времена СССР, выполняют определенные ремесленнические работы.
Но нюанс в том, что через них проходят серьезные финансовые потоки: оплата за тепло и электроэнергию, уборку, техобслуживание и т. д. Все средства оседают на счетах таких управляющих компаний. Нетрудно догадаться, что подобные обстоятельства позволяют некоторым менеджерам пользоваться этими средствами по своему усмотрению.
В европейских странах управляющие компании выполняют исключительно управленческие функции, получая на свои расчетные счета только средства за оказанные услуги и не более того. Возможности для перенаправления и нецелевого использования финансов в таких случаях отсутствуют, все действия производятся только в интересах собственников жилья.Настоящие управляющие компании очень дорожат своей репутацией, так как знают: конкуренция жесткая и собственники могут в любой момент поменять поставщика услуг.
Новая редакция Жилищного кодекса предусматривает, что наши подобные обслуживающие организации (в Минске это, например, десять районных КУП ЖКХ) будут выполнять исключительно управленческие функции. Теперь и у собственников появилась обязанность заключения договора на управление общим имуществом жильцов.
В то же время владельцы жилья имеют право получать отчеты и планы выполнения работ: появилась возможность построения четких договорных отношений.
Единственное, что сейчас отличает отечественную практику взаимоотношений между собственниками и управляющими компаниями от практик многих европейских стран, это то, что наши компании являются исключительно муниципальными и назначаются местной властью, а не выбираются на конкурсной основе.
Все остальное, если не считать мелких деталей, с лучшим европейским опытом уже совпадает. Как прогнозируют эксперты, через 4–5 лет видится следующий шаг: появление частных управляющих компаний, которые будут действовать по аналогичным правилам.
Дмитрий Шамко, «Народная газета», 17 января 2020 г.
(фото – «СБ. Беларусь сегодня»)
Обзор кредитов на покупку и строительство жилья
Беларусь считается социальным государством, и все ее жители могут построить или купить желанную жилплощадь, получив при этом поддержку государства. Давайте попробуем воспользоваться таким шансом.
Проверяем условия разных банков и понимаем, что для начала необходимо самостоятельно накопить на первый взнос, так как ни один банк не дает кредит на 100% от стоимости квартиры. Также никто не дает наличный расчет. Способ выплаты — безналичный перевод денег на счета третьих лиц.
Далее стоит проверить, можно ли претендовать на какие-либо льготы: льготная кредитная ставка, субсидии, отсрочка при погашении.
Льготный кредит
Их выдает только «Беларусбанк» согласно Указу Президента РБ № 13. Процентные ставки по ним отличаются в зависимости от того, к какой категории отнесли кредитополучателя.
1% годовых, если это:
- дети-сироты;
- многодетные семьи;
- граждане, которые живут и работают в следующих районах Могилевской области: Хотимский, Климовичский, Славгородский, Кричевский, Краснопольский, Костюковичский, Чериковский, при условии, что недвижимость приобретается в этих же районах.
3% предлагают жителям городов и поселков с населением до 20 тыс. человек, а также жителям городов-спутников Минска: Фаниполь, Логойск, Заславль, Дзержинск, Смолевичи, Руденск.
Независимо от места проживания, от 5% предлагается:
- семьям, в которых есть дети-инвалиды;
- военнослужащим;
- сотрудникам всевозможных государственных комитетов;
- судьям, прокурорам;
- ликвидаторам аварии на ЧАЭС и ветеранам-интернационалистам;
- талантливой молодежи (специальный фонд);
- проживающим в служебных квартирах;
- населению, живущему в непригодных для проживания квартирах;
- гражданам, более 10 лет проживающим в общежитиях;
- молодым семьям с двумя несовершеннолетними детьми.
Даже если вы уверены, что попадаете в вышеуказанный список, получить такой кредит можно только при условии, что вы внесены в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, и подошла ваша очередь. Списки формируются в местных администрациях.
Сумма кредита — до 90% стоимости жилья, за исключением многодетных семей, у которых 4 и более детей. Им выделяется все 100%. При этом существуют нормативы общей площади на 1 человека, которая кредитуется. Для Минска — 15 квадратных метров.
Например, если вы молодая семья, у вас двое детей и вы строите 3-комнатную квартиру площадью 90 квадратных метров, вам дадут сумму, покрывающую 90% стоимости 60 квадратных метров.
Период использования: до 20 лет.
Выплаты: равными частями за весь период пользования.
Обеспечение возврата: поручители и залог строящейся или приобретаемой квартиры.
Если в семье один из родителей в декретном отпуске и получает пособие, на период получения пособия можно получить отсрочку на погашение задолженности по кредиту на жилье. Речь идет о декретном отпуске со вторым и каждым последующим ребенком до 3 лет.
Даже на первый взгляд все не так просто и доступно, как обещают. В реальности все еще сложнее, так как в очередях для нуждающихся необходимо ждать несколько лет, а в случае с молодыми семьями — более 10 лет.
С использованием субсидии
Это вариант для тех, у кого есть деньги на первый взнос и покупка отдельной квартиры не может больше ждать. Он дороже, но более реальный. Субсидия предоставляется вышеперечисленным гражданам согласно Указу Президента РБ №240.
Обязательное условие получения — быть в списках нуждающихся.
Предоставляется только на строительство, не на покупку жилья.
Как правило, субсидия выделяется на уплату части процентов за использование коммерческого кредита на строительство.
Молодой семье дополнительно положена субсидия на погашение основного долга: 10% от суммы долга, когда родился первый ребенок либо если вы усыновили/удочерили ребенка; 20% после рождения второго ребенка.
С этим видом кредитования работает не только Беларусбанк, но и:
- Банк БелВЭБ
- БПС-Сбербанк
- Белагропромбанк
- Белинвестбанк
Условия у всех банков идентичные.
Сумма: до 90% максимальной нормируемой (смотрите льготный кредит) стоимости жилья.
Период использования: до 20 лет.
Проценты: ставка рефинансирования (СР) + 3%. На 04.01.2020 это 9+3%=12%
Выплаты: за фактическое время использования.
Обеспечение возврата: поручители и залог строящейся квартиры.
На строительство жилья
Сумма: до 90% стоимости.
Период использования: до 20 лет.
Проценты: за фактическое время использования.
Обеспечение возврата: поручители и залог строящейся квартиры.
- Беларусбанк — СР + 3,89 п.п.
- Белагропромбанк — СР + 3,89 п.п.
- Белинвестбанк —12,89%.
Есть также вариант с «Франсабанк» с процентной ставкой 13,81% годовых, но он выдается только максимум на 80% стоимости недвижимости при максимальной сумме кредитования 100 тысяч белорусских рублей.
На приобретение жилья
Сумма: до 90% стоимости.
Период использования: до 20 лет.
Проценты: за фактическое время использования.
Обеспечение возврата: поручители и залог приобретаемой квартиры.
- Беларусбанк — СР+3,89 п.п.
- Белинвестбанк —12,89%.
Система строительных сбережений
Как это работает? Вы открываете «Жилищно-накопительный» вклад и накапливаете часть средств. Затем получаете кредит на оставшуюся сумму. Этот вариант позволяет рассматривать вторичный рынок недвижимости.
Период использования: до 20 лет.
Выплаты: равными частями за весь период пользования.
Обеспечение возврата: поручители и залог строящейся квартиры.
Такую возможность обеспечивает Беларусбанк:
- Сумма: до 75% стоимости строительства.
- Проценты: СР+1 п.п.
Ипотека
С этим видом кредита на недвижимость активно работают:
- Беларусбанк — «Ипотека с нами»;
- Белинвестбанк — «Квартира от партнера»;
- БПС-Сбербанк — «Новоселье»
Работает партнерская программа с компаниями-застройщиками, которых порядка 10. Если вам нравятся предложения по строительству именно этих компаний, можно обратиться в один из банков за кредитом.
Условия зависят от того, с какой строительной компанией вы будете заключать договор, но общая тенденция такова: в первые 12 месяцев вы платите либо строго по ставке рефинансирования, либо к ней добавляете 1 п.
п, либо и вовсе по уменьшенной на 2-3 п.п СР. В последующие месяцы — СР +3,6% и выше.
Как рассчитать размер кредита под вашу заработную плату?
Самый распространенный способ расчета: из ежемесячного дохода вычитают сумму бюджета прожиточного минимума с учетом каждого члена семьи, а оставшаяся сумма может быть ежемесячным платежом.
У каждого банка на сайте есть калькулятор расчета. Чтобы увидеть, как это выглядит в цифрах, надо внести свои данные по доходу в онлайн калькулятор, и получить доступный размер кредита. А узнав доступную сумму, сложить ее с собственными средствами и осуществить мечту — купить долгожданную квартиру.
Улучшение Жилищных Условий В Беларуси 2020
1.1.2. обеспеченные общей площадью жилого помещения менее пятнадцати квадратных метров (в городе Минске – менее десяти квадратных метров) на одного человека.
При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Минске – исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в городе Минске и Минском районе).
в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков, когда они имеют право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;
Кто является нуждающимся в улучшении жилищных условий 2020 в беларуси
По таким ценам, не превышающим средней зарплаты, в 2020 году для очередников построят 900 тысяч квадратных метров. Несложно подсчитать: в 1,6 раза больше, чем нынче. При этом средств на господдержку семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, планируется выделить в 2,7 раза больше. Так сказать, с хорошим запасом. Есть предпосылки.
С принятием летом прошлого года Указа Президента № 240 о госсубсидиях к процессу активно подключаются коммерческие банки. Беларусбанк, Белагропромбанк и БПС–Банк в общей сложности уже открыли для очередников кредитную линию на 209 млн рублей. Преференциальные деньги даже не успели полностью освоить в ушедшем году, а в этом банки готовы направить на субсидии 645 млн.
Плюс 119 млн возвратных средств, которые выделялись очередникам по Указу № 13, то есть за счет бюджета. Кроме того (приоткрою тайну), сейчас заинтересованные министерства и Нацбанк активно разрабатывают новые механизмы финансирования жилищного строительства. Нормативные документы находятся на финальной стадии.
Речь идет о создании системы стройсбережений по аналогу немецкой и агентства по ипотечному кредитованию.После принятия решения в течение трех дней заявитель уведомляется об этом в письменной форме. В положительном ответе заявителю сообщается присвоенный ему порядковый номер в очереди соискателей на улучшение жилья, в отрицательном – указываются обоснованные причины отказа. При несогласии с принятым решением заявитель может обратиться в суд для обжалования.
Какие категории граждан относятся к нуждающимся в улучшении жилищных условий
- Люди с инвалидностью;
- Люди со званием Героя Социалистического труда, Героя труда РФ, Героя РФ, Героя СССР, имеющие орден Трудовой Славы третьей степени;
- Сотрудники Следственного Комитета РФ, федеральные судьи и судьи Конституционного Суда РФ;
- Сотрудники полиции и военнослужащие в звании полковника, генерала;
- Ученые, имеющие степень и др.
- Человек может проживать в социальном жилище или быть собственником занимаемого помещения при условии, что размер жилой площади в расчете на одного человека меньше величины учетной нормы, принятой в данном регионе.
- Жилище, в котором человек проживает, не соответствует требованиям и нормативам жилищного законодательства.
- Человек может жить в социальном жилище или быть собственником занимаемого жилого помещения при условии проживания в нем нескольких семей или при наличии члена семьи с хроническим заболеванием в тяжелой форме (все заболевания перечисляются в Постановлении Правительства РФ № 378 от 16.06.2006г.).
- Человек или его семья в целом должны относиться к категории малоимущих граждан.
В беларуси сократилась очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий
По данным Белстата, на сегодняшний день из общего количества состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий 354,5 тысяч – молодые семьи (45,9%), 24,2 тысячи – многодетные семьи (3,1%), 20,1 тысяч – граждане, имеющие право на получение жилых помещений социального пользования (2,6%).
Рекомендуем прочесть: Льготы пенсионерам в самаре
Уменьшение количества очередников произошло, в основном, за счет Минска, где были серьезно задействованы не только строительные силы, но и административный ресурс, позволивший более критически посмотреть на очередь нуждающихся, и убрать оттуда тех, кто уже использовал помощь государства для улучшения жилищных условий. В результате только в течение года список очередников сократился на 15,1 тысяч человек.
В беларуси изменен порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан
Кроме того, конкретизирован перечень документов, необходимых для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, уточнены основания снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и вопросы предоставления жилых помещений при сносе, а также вопросы принятия на отдельный учет совершеннолетнего члена семьи, переоформление, разделение, объединение очереди.
Указом предусматривается регистрация договоров найма жилых помещений как государственного, так и частного жилищных фондов, уточняется процедура государственной регистрации и технической инвентаризации жилых помещений, финансирования выполняемых при этом работ.
Устанавливается также месячный срок заселения жилых помещений независимо от формы собственности (за исключением жилых помещений специального служебного жилищного фонда и специальных жилых помещений).
При этом заселение будет происходить не после приемки дома в эксплуатацию, а после его государственной регистрации.
Улучшение жилищных условий
Для того, чтобы понять, как стать в очередь, следует прежде всего узнать о порядке проведения процедуры и необходимых документах и справках. Подробная информация об очереди на улучшение жилищных условий должна предоставляться в службе Одно окно исполнительного комитета по месту жительства.
- Граждане, чьи жилые помещения не обеспечивают всех проживающих установленной законом минимальной площадью
- Граждане, проживающие в антисанитарных условиях или в зданиях, не соответствующих техническим требованиям
- Граждане, которые проживают в квартире, в которой одновременно с ними проживают другие наниматели
- Граждане, которые проживают в смежных помещениях или одном помещении с людьми, не являющимися их родственниками
- Граждане, которые проживают в однокомнатной квартире с кем-либо, кроме супруга (супруги)
- Граждане, которые впервые оформили официальный брак и не имеют при этом отдельного дома или квартиры
- Граждане, не оформившие официальный брак и родившие (усыновившие) при этом ребёнка и не имеющие отдельной жилплощади (дома или квартиры)
- Граждане, которые живут в общежитиях (исключение составляют проживающие в общежитиях учебной организации во время учёбы)
- Граждане, заключившие договор поднайма и живущие в приватных жилых домах по этому договору
- Граждане, живущие в служебных квартирах (домах)
- Граждане, которые проживают в одной комнате с тяжелобольным (список болезней, препятствующих совместному проживанию, утверждён законодательно)
- Дети, не имеющие родителей (независимо от причины сиротства), но только по достижении ими 18 лет
- является многодетной семьей
- состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий
- в течение 12 месяцев до обращения за данной льготой- имеет доход на каждого члена семьи не больше установленного минимума
- владеет имуществом, стоимость которой не превышает удвоенной максимальной суммы кредита для этой семьи (для приобретения кредита) или владеет имуществом стоимостью, которая не превышает стоимость жилья, рассчитанной из 20 кв.м. на 1 члена семьи при стоимости 1 квадратного метра не более установленного норматива (для получения субсидии)
При одновременном рождении двоих или более детей, семья, которая стала многодетной, имеет право на бесплатную помощь няни в уходе за детьми, не превышающую 40 часов в неделю, до достижения детьми возраста 3-х лет. Также есть право на получение продуктов питания для детей первых 2-х лет жизни.
Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 2020 в рб
Так, например, в Москве норма предоставления равняется 18 кв. м, в Ярославле – 17 кв. м, в Воронеже она варьируется от 14 до 18 кв.м. Учетная норма для москвичей составляет 10 кв.
при проживании в квартире или доме и 15 – в коммунальной квартире, в Ярославле – 12 кв. м, в Воронеже – 11 кв. м.
Многие регионы РФ в вопросе определения величин учетной нормы и нормы предоставления руководствуются величиной этих параметров в Москве.
Рекомендуем прочесть: Налог на имущество физических
12. Договор строительного подряда, заключенный Кредитополучателем с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Представляется в случае строительства одноквартирных (блокированных) жилых домов (квартир в блокированном жилом доме) подрядным способом.
Маткапитал на улучшение жилищных условий
В 2020 году срок действия программы был продлен до конца 2021 года. При этом получение государственной помощи в формате материнского капитала не лишает права семью претендовать на получение ежемесячных выплат дополнительной финансовой помощи, если совокупный доход семьи на одного человека на превышает в полтора раза величину прожиточного минимума.
- Получить материнский капитал семья может только один раз.
- Срок обращения за сертификат после рождения ребенка не ограничен.
- Увеличение материнского капитала за счет ежегодной индексации не является основанием его замены.
- Материнский капитал не облагается налогом на доходы и предоставляется не конкретному ребенку, на семью в целом.
- Сертификат считается действительным только при предъявлении паспорта.
- В случае потери сертификата, его можно восстановить.
Жилищный Кодекс Республики БеларусьСтатья 35
При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у проживающих совместно с ними членов их семей в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Минске – исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у проживающих совместно с ними членов их семей в городе Минске и Минском районе), за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на такой учет;
1.1.11.
относящиеся к молодым семьям, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, в населенном пункте по месту принятия на учет.
Статья 37
При принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства не требуется регистрация супругов и несовершеннолетних детей в одном населенном пункте, а по месту работы (службы) – членов семьи, с которыми гражданин принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
2. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, работающих (проходящих службу) в государственных органах, других организациях, их филиалах и представительствах (в том числе по совместительству), осуществляется по месту работы (службы) этих граждан, а по их желанию – также по месту их жительства.
Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС
- Постановка на учет на улучшение жилищных условий и выделение помещений.
- Предоставление вне очереди мест:
- в дошкольных образовательных учреждениях;
- в домах для престарелых.
- Выделение оздоровительных путевок и другое.
Внимание: чернобыльцу необходимо принести копию удостоверения работодателю при трудоустройстве.
Кроме того, документ следует прикрепить к карточке в поликлинике.
- люди, проживавшие на пораженных территориях и получившие критические дозы облучения в период аварии;
- специалисты и рабочие, принимавшие участие в ликвидации;
- граждане, заболевание у которых выявили впоследствии по прошествии определенного времени с момента аварии;
- получившие инвалидность, связанную с лучевой болезнью;
- доноры костного мозга для пораженных (независимо от места проведения операции);
- проживающие в период с 1996 года по настоящее время в особых зонах на постоянной основе.
Очередь нуждающихся на улучшение жилищных условий
3 мая 2019
Указ Президента Республики Беларусь в 2013 году дал право гражданам страны становиться в очередь на улучшение жилищных условий. Если факт нужды будет доказан, возможно получить привилегии, позволяющие решить некоторые жилищные проблемы.
Статья подробно расскажет, кому присваивается статус, кто не сможет на него рассчитывать, а также проинструктирует на предмет обращения за субсидией на покупку квартиры или дома.
- Что дает статус нуждающегося в улучшении жилищных условий.
- Граждане, претендующие на получение статуса нуждающегося.
- Запрет на присвоение статуса нуждающегося.
- Требуемые документы и сроки решения.
- Жилищная ситуация в столице.
- Размер субсидии.
Что дает статус нуждающегося в улучшении жилищных условий
Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получают следующие привилегии:
- Получение льготного кредита с меньшей процентной ставкой или субсидии в виде адресных денежных средств на строительство/приобретение доли/покупку жилья.
- Смягчение долговых обязательств по действующему займу.
- Получение финансовой помощи для покупки жилья от работодателя.
- Возможность долевого участия в жилищных комплексах по доступной стоимости.
- Право на покупку земельного надела без аукциона.
- Право на доступную цену аренды коммерческого помещения.
- Право получить социальное жилье.
Чтобы встать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и воспользоваться одним из перечисленных прав, документы нужно подать в период с 1 февраля до 1 мая текущего года. Именно в этот срок местные власти рассматривают и уточняют данные, дающие основание для присваивания этого статуса.
Граждане, претендующие на получение статуса нуждающегося
На улучшение жилищных условий в Беларуси претендуют многие. Однако, присвоение статуса положено лишь следующим категориям:
- Гражданам без жилья по месту работы или людям, не имеющим его вообще.
- Семьям, чей состав увеличился, и принятого норматива в 15 кв. м. на человека не хватает.
- Владельцам помещений, лишенных безопасности по санитарным и техническим правилам.
- Гражданам, постоянно проживающим в общежитиях или другом социальном жилье. Аренду и съем квартиры необходимо регистрировать официально.
- Лицам с заболеваниями, отраженными в перечне Минздрава Республики, не позволяющими проживать с другими лицами.
- Любому собственнику доли одной квартиры менее 15 кв. м.
- Лицам, не имеющим близкого родства, но проживающим в объектах с неизолированными помещениями.
- Владельцам однокомнатных квартир.
- Лицам, имеющим статус молодой семьи.
- Инвалиды детства, сироты, граждане, находящиеся на попечении интернатов, вне зависимости от возраста.
- Граждане, работающие с вредным, радиоактивным излучением.
Установление фактов, предполагающих присвоение статуса, является основанием постановки для получения статуса нуждающегося и для постановки на очередь.
Запрет на присвоение статуса нуждающегося
Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2019 году в Беларуси, возможно, только после нескольких лет с момента их ухудшения. В перечень входят следующие факты:
- Увеличение семьи.
- Повреждение, уничтожение, получение статуса нежилого, раздел/продажа части/доли помещения.
- Чтобы улучшить жилищные условия в Минске, необходимо прожить/проработать в столице не менее 10 лет. От этого правила освобождены дети-сироты, а также нетрудоспособные члены семьи претендующего ― супруги, дети, родители.
- Нельзя получить статус нуждающегося, если проживание в худших реалиях нельзя назвать фактическим.
- Нельзя претендовать на постановку в очередь, если семья или гражданин уже воспользовались аналогичными льготами. Это не касается тех, чья семья увеличилась после получения статуса или для военнообязанных.
Ограничены в праве очереди и те граждане, кто не проживает в конкретном объекте собственности. Чтобы доказать свое право на постановку в очередь, необходимо прописаться там и оплачивать коммунальные услуги, а также доказать, что условия не отвечают нормам комфортного и удобного жилья.
Требуемые документы и сроки решения
Стандартный пакет документов для постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий представляет собой следующее:
- Заявление. Бланк можно заполнить в учреждении, принимающем документы. Как правило, это городские и областные исполкомы.
- Паспорта всех претендующих, а также документы на детей и о заключении брака.
- Правоустанавливающие бумаги, позволяющие претендовать на постановку вне очереди.
- Сведения о доходах всех лиц.
- Выписки о состоянии здоровья, если причиной поменять жилье становится именно оно.
Исполком оказывает помощь гражданам в сборе иных документов, а именно:
- Справки о составе семьи и занимаемом помещении из паспортного стола и БТИ.
- Выписка из единого реестра, об имеющихся у претендентов объектах собственности.
- Решение комиссии о несоответствии помещения нормальным условиям и нормам.
- Договор найма для общежитий, съемных квартир и т. д.
- Для граждан, чьим вопросом занимается трудовая организация, исполком запрашивает информацию о трудоустройстве.
Более подробный перечень для конкретной ситуации легко узнать в исполкоме ближайшего населенного пункта.
В течение одного месяца организация должна рассмотреть и вынести решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо аргументировать отказ. Документ, удостоверяющий право обратившегося, содержит в себе следующие сведения:
- дата постановки на учет;
- основание;
- численность семьи;
- порядковый номер в очереди.
Если претендент считает, что отказ в праве на статус нуждающегося в улучшении жилищных условий неправомерен, он может обжаловать его в суде.
Жилищная ситуация в столице
Специалисты оценивают реализацию программы улучшения жилищных условий в Минске как успешную, хотя и несколько медленную в продвижении по сравнению с остальными городами Республики.
Это объясняется желанием граждан обеспечить свое будущее именно в столице. На сайте правительства опубликовано постановление о будущих планах построить для нуждающихся более 200 тысяч кв. метров жилья.
В приоритете многодетные семьи. Их в столице более 1800.
Размер субсидии
Для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и уже находящихся в этом статусе, интересным предложением является получение субсидии на погашение основной части ипотеки и/или уплату процентов. Следует знать, кому и сколько.
На погашение части процентов могут претендовать все признанные категории. Это:
- семьи с 3 несовершеннолетними детьми, а также дети-сироты ― ставка по программе рефинансирования +2%.
- семьи с 4 и более детьми ― ставка +3%.
- остальные категории ― чистая ставка рефинансирования.
На погашение части основного долга смогут претендовать только многодетные и молодые семьи, усыновившие/удочерившие ребенка, а также дети, оставшиеся без попечения родителей. Суммы довольно существенные:
- 95% ― для семей с 3 детьми.
- 100% для семей с 4 и более детьми.
- 10% и 20% для рождения/усыновления первого и второго ребенка, соответственно.
- 35% ― для детей-сирот.
Базовый размер субсидии может меняться в зависимости от новых условий и семейных обстоятельств граждан.
Жилье-2020: денег на строительство инфраструктуры, квартир и домов выделяют меньше, но банки увеличивают свой кредитный портфель
Правительство утвердило объемы строительства жилья в Беларуси в 2020—2021 годах. Мы посмотрели, насколько эти планы изменились по сравнению с предыдущими периодами.
Фото носит иллюстративный характер
В 2020 году, как и в 2018-м и 2019-м, в Беларуси запланировано построить 4 миллиона квадратных метров общей площади жилья.
В текущем году по сравнению с 2019-м задания по вводу жилья немного увеличены Витебской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областям. Брестской области планы по строительству жилья сохранены на уровне прошлого года.
Традиционно самое высокое задание по вводу жилья установлено для Минской области. Однако в 2020 году по сравнению с прошлым годом оно снижено на 5 тысяч квадратных метров.
Планка для Минска снижена на 40 тысяч «квадратов»
По сравнению с 2019 годом в Минске снижается строительство нового жилья на 40 тысяч квадратных метров. В 2019 году в столице было запланировано построить 670 тысяч квадратных метров, в 2018-м — 720 тысяч.
Впервые в республике запланировано строительство домов на электрической энергии, которая будет использоваться для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи.
Дома «от розетки» будут строить во всех областях и Минске. Так, в Брестской области запланировано построить 22,0 тысячи квадратных метров общей площади жилья, Витебской — 11,3, Гомельской — 16,3, Гродненской — 14,0, Минской — 37,8, Могилевской — 12,3 и Минске — 21,3 тысячи квадратных метров.
Кстати, КУП «Брестжилстрой» построил уже два дома на электрической энергии в Барановичах. Один из них 10-этажный 2-подъездный, расположен недалеко от центра города на ул. Орджоникидзе, 11, рассчитан на 90 квартир и сдан в эксплуатацию в конце 2018 года. Рядом с ним находится второй электродом.
первый жилой дом на электричестве в Барановичах
Из общей площади запланированного к вводу в этом году жилья 1460 тысяч квадратных метров будет построено для граждан, состоящих на учете нуждающихся (здесь и далее в скобках в прошлом году — 1489).
С государственной поддержкой запланировано ввести в эксплуатацию 984,13 тысячи квадратных метров (1060), из них для состоящих на квартирном учете военнослужащих по месту работы и службы — 82,4 тысячи (88,4).
Значительно сокращается доля социальных квартир
В текущем году в республике запланировано построить квартиры социального пользования для 449 семей, в том числе в Минске для 44 семей (для 1023 семей, в том числе в Минске для 119 семей).
Для сравнения, в 2017 году социальные квартиры планировалось построить для 502 семей (в том числе в Минске — для 44 семей), в 2018-м — для 679 семей (в том числе в Минске — для 44 семей).
Снижается количество многодетных семей, для которых построят квартиры
По сравнению с 2019 годом в текущем году снижается количество многодетных семей, для которых построят квартиры. Так, если в 2019 году новые жилые помещения планировалось построить для 12.000 семей, то в этом году — для 10.154 семей. Однако в 2020 году появилась новая строчка с количеством многодетных семей, подлежащих направлению на улучшение жилищных условий.
Объемы строительства квартир для многодетных семей
Количество многодетных семей, подлежащих направлению на улучшение жилищных условий в 2020 году | Количество многодетных семей, для которых планируется ввод в эксплуатацию жилых помещений в 2020 году | Количество многодетных семей, для которых планировалось строительство жилых помещений в 2019 году | |
Брестская обл. | 2308 | 2100 | 2508 |
Витебская обл. | 1092 | 748 | 1116 |
Гомельская обл. | 1656 | 1747 | 1704 |
Гродненская обл. | 1610 | 1255 | 1476 |
Минская обл. | 3148 | 1980 | 2112 |
Могилевская обл. | 1157 | 970 | 1188 |
Город Минск | 4079 | 1354 | 1896 |
Всего | 15.050 | 10.154 | 12.000 |
В Брестской области для «отселенцев» построят 3 квартиры (4), в Минской — 38 (98) квартир и Витебской области 18 квартир.
Во всех остальных областях и Минске строительство такого жилья не запланировано. В прошлом году в столице планировалось построить квартиры для отселения для 26 семей.
Сохраняются объемы строительства арендного жилья
В 2020 году в республике введут в эксплуатацию столько же арендного жилья, как и в прошлом. Общее количество составит 135 тыс. квадратных метров.
По сравнению с двумя предыдущими годами количество арендного жилья значительно вырастет в Минской области и Минске, а в Гомельской и Гродненской областях, наоборот, снизится.
Объемы строительства арендного жилья (тыс. кв. м)
Задания на 2020 год | Задания на 2019 год | Задания на 2018 год | |
Брестская обл. | 25,4 | 26,25 | 17,5 |
Витебская обл. | 11,78 | 10,5 | 5,5 |
Гомельская обл. | 16,3 | 28,35 | 18,9 |
Гродненская обл. | 13,88 | 33,25 | 23,5 |
Минская обл. | 30,5 | 10,5 | 7,0 |
Могилевская обл. | 14,84 | 15,0 | 10,0 |
г. Минск | 22,3 | 11,4 | 7,6 |
Всего | 135,0 | 135,25 | 90,0 |
В текущем году, как и в 2019-м и 2018-м, строительство нового жилья будет вестись во всех городах-спутниках. Самое большое количество жилья запланировано построить в Смолевичах.
Объемы строительства жилья в городах-спутниках (тыс. кв. м)
Города-спутники | Области | Количество граждан, для которых планируется строительство жилья | ||
2020 год | 2019 год | 2018 год | ||
Жабинка | Брестская | 100 | 90 | 50 |
Скидель | Гродненская | 60 | 140 | 84 |
Дзержинск | Минская | 80 | 60 | 80 |
Заславль | Минская | 10 | 30 | 60 |
Логойск | Минская | 96 | 118 | 50 |
Смолевичи | Минская | 494 | 242 | 108 |
Фаниполь | Минская | 100 | 60 | 50 |
Руденск | Минская | 58 | 100 | 50 |
Всего | 998 | 840 | 532 |
В 2020 году запланировано построить 1600 тысяч квадратныхметровобщей площади индивидуальных жилых домов, в том числе в Брестской области — 300 тысяч (320 тысяч), Витебской — 107 (115), Гомельской — 187 (180), Гродненской — 176 (180), Минской — 700 (800), Могилевской — 110 (130) и г. Минске — 20 тысяч квадратных метров (25).
Объемы финансирования инфраструктуры падают
На строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов (кварталов) жилой застройки, включая районы (кварталы) индивидуальной жилой застройки, планируется направить 646,019 миллиона рублей (685,8 миллиона рублей).
На финансирование жилищного строительства (без учета затрат на инфраструктуру) запланировано направить 4850,8 миллиона рублей (4572,0 миллиона рублей).
Кредитные ресурсы банков, направляемые в 2020 году на финансирование жилищного строительства (без учета затрат на инфраструктуру), составят 983,03 миллиона рублей (785,57 миллиона рублей), в том числе в Минске — 141 миллион рублей (123,57 миллиона рублей).
Новый норматив стоимости «квадрата» для льготного кредита
Постановлением правительства регламентирован предельный норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в размере 817 рублей (718 рублей) для выдачи ОАО «Сберегательный банк „Беларусбанк“» льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения, расчета одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) жилого помещения и определения максимальной нормируемой стоимости жилого помещения в целях предоставления субсидий на уплату части процентов за пользование кредитом по многоквартирным жилым домам, уведомление о производстве строительно-монтажных работ по которым направлено в органы государственного строительного надзора после 1 января 2020 года, а также по одноквартирным, блокированным жилым домам (квартирам в блокированном жилом доме).
Также установлен предельный показатель стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого дома (квартиры) в размере, не превышающем 940 рублей (940 рублей), для выдачи ОАО «Белагропромбанк» льготного кредита в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1996 г. № 346 и в таком же размере — для выдачи Беларусбанком льготного кредита на строительство (реконструкцию) одноквартирных, блокированных жилых домов (квартир в блокированном жилом доме), расчета одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) жилого помещения и в иных целях.
Задания на 2021 год снижены
В 2021 году в Беларуси запланировано построить 3500 тысяч квадратных метров общей площади жилья, в том числе для нуждающихся в жилье граждан — 683,7 тысячи квадратных метров.
В следующем году в столице планируют ввести в эксплуатацию 600 тысяч квадратных метров жилья.
Также читайте у нас:
Получить кредит станет сложнее? Нацбанк планирует в 2020 году установить формулу для расчета ежемесячных платежей
39,9% — для нуждающимся, из них две трети — для многодетных. Сколько жилья построили в 2019 году
«Уже завершается подготовка территории». На ул. Ангарской в Минске появится квартал из 8 домов